Сфокусируемся на клиентах, стремящихся найти SEO-эксперта для развития своих проектов или получения профессиональной консультации.
Где искать?
Возможные варианты для поиска:
- Через рекомендации
- Через рекламу или результаты поисковых систем
- На платформах для фрилансеров и поиска работы
- В социальных медиа

Приоритетность выбора пути не является ключевой, однако наблюдаемая тенденция популярности - от верхнего к нижнему.
Кого выбрать?
Обсудим субъективные моменты, связанные с SEO-компаниями. В больших фирмах, как правило, работают десятки SEO-специалистов, среди которых встречаются новички и гуру, ведущие эксперты и аналитики. Если ваш сайт довольно обычен и не имеет сложных проблем, вероятнее всего, ваш проект попадет в "песочницу" и будет передан младшему специалисту. Прямое общение с ним будет невозможно; все общение будет проходить через вашего персонального менеджера. Это стандартная практика и ее нужно принять. Специалист сможет уделять больше времени проектам, если менеджер берет на себя всю переписку и коммуникацию, фильтруя ваши опасения, вопросы и пожелания, и предоставляет информацию SEO-отделу в удобной форме и по расписанию. Из этого следует, что как минимум три человека отвечают за ваш проект, что с одной стороны хорошо, но с другой стороны это увеличивает время на принятие решений и добавляет дополнительные звенья в коммуникационную цепочку.

В течение определенного времени условия могут меняться, и неоднократно. Это не всегда приятно, но это факт, который стоит принимать во внимание. Компании, как правило, относятся к клиентам с пониманием, стараются найти выход из сложных ситуаций, и у них в команде достаточно квалифицированных сотрудников для коллективного и порой творческого решения проблем клиентов на совещаниях. Однако клиент оплачивает работу этих специалистов, что важно помнить. Поэтому, если вам понадобится какая-то конкретная услуга, подробный отчет или дополнительная аналитика, имейте в виду, что это не включено в стандартный тариф.

Самый экономичный вариант, если у вас нет штатного SEO-специалиста, но есть менеджер проекта. Ему достаточно заказывать ежеквартальный анализ всего проекта, включая не только технические аспекты, но и анализ коммерческих факторов сравнительно с конкурентами, а также осуществлять базовый мониторинг проекта, вносить незначительные корректировки и мониторить ссылочный профиль по итогу отчета. Если же менеджера проекта нет, и его обязанности выполняет, например, копирайтер или владелец сайта, то такая модель работы не является надежной. В этом случае лучше поручить SEO профессионалам или нанять специалиста в штат, не загружая его дополнительными задачами, такими как постоянные правки кода или публикация материалов на сайте, поскольку это может существенно снизить его эффективность.

Мы плавно подходим к выбору конкретного специалиста для вашего проекта, будь то в штате или фрилансер, хотя я бы все-таки склонялся к штатному варианту. Исходя из информации о SEO-компаниях, можно выделить ключевые моменты при найме специалиста: обычно это более низкая оплата труда (нет необходимости оплачивать работу менеджера, долю владельца компании, аналитику, коммунальные услуги, аренду, кофе, декорации и т.д.); обычно большее погружение в проект и прямое общение; отсутствие замены, если что-то случается с работником (хотя это решаемый вопрос).
Касательно цен на услуги, известные компании обычно предлагают схожие тарифы. Менее известные компании пытаются предложить более низкие цены. Что касается фрилансеров и отдельных специалистов, их цены также в большей степени соответствуют рыночной логике: чем выше спрос, тем выше цена.

Теперь о специалистах, которые не имеют собственных групп, каналов в социальных сетях или даже своего веб-сайта. Не только SEO-специалисты, но и профессионалы любой сферы могут быть в такой ситуации. Возможно, у них просто не хватает времени, слишком заняты работой. Как известно, "сарафанное радио" работает, и нет необходимости в визитной карточке в виде сайта или канала. Впрочем, рано или поздно может возникнуть вопрос о масштабировании бизнеса, и тогда единственный путь — это поиск каналов для продажи своих навыков и опыта. Рекомендации всегда будут играть роль, но существует возрастающий тренд на спрос визуального сопровождения, особенно в видеоформате, как наиболее удобного и полноценного средства восприятия информации. Таким образом, те, кто первыми и смело используют эти каналы, всегда будут востребованы, клиенты будут выстраиваться в очередь, а те, кто полагается только на рекомендации, могут упустить заказы. Однако у каждого свой путь.